В середине 1841 г. со стапеля Николаевского адмиралтейства сошёл на воду 120-пушечный линейный корабль "Двенадцать Апостолов", пожалуй, самый выдающийся образец деревянного судостроения, "лебединая песнь" паруса. "Строитель разрешил в нём трудную задачу - соединение громадности с необыкновенным изяществом форм и превосходными мореходными качествами", - писал о "Двенадцати Апостолах" современник. Первый командир линкора капитан 1-го ранга В.А. Корнилов дал ему следующую характеристику:
"Так хорош, что трудно лучше". "Так хорош, что трудно лучше".
И. К. Айвазовский "Корабль "Двенадцать апостолов"
И всё же главной особенностью корабля стал не его великолепный внешний вид, а необычайно мощное вооружение, включающее в себя 68-фунтовые (214-миллиметровые) бомбические орудия, которые стреляли разрывными снарядами со взрывателями ударного действия. По иронии судьбы именно это оружие подписало смертный приговор деревянным линкорам, пусть и доведённым, как "Двенадцать Апостолов", до высшей степени совершенства. Кстати, общее число находившихся на корабле пушек равнялось 130, хотя официально он относился к рангу 120-пушечного.
Несмотря на большие размеры, скорость "Двенадцать Апостолов" достигала 12 узлов.
Бомбические пушки в 1822 г. изобрёл французский артиллерист Пексан. До тех пор морская артиллерия стреляла сплошными ядрами: технология не позволяла изготовлять толстостенные разрывные снаряды, выдерживающие давление пороховых газов внутри длинного ствола. Разрывные бомбы существовали, но ими стреляли только короткоствольные мортиры, под которые строились специальные бомбардирские суда. Но мортиры, неспособные вести огонь через орудийные порты, приходилось устанавливать на палубе между мачтами - не более двух-трёх на корабль. Хотя попадание разрывной бомбы в деревянное судно было очень опасно, этот род оружия из-за малого числа стволов, низкой скорострельности и неудовлетворительной меткости особой роли в морской войне не играл.
Однако теперь ситуация в корне менялась. Серия опытов, проведённых во Франции и Англии с орудиями Пексана, показала, что разрывные гранаты нового образца обладают огромным разрушительным действием. Стало ясно - противостоять бортовому залпу бомбических пушек деревянный корабль не может. Синопский бой это наглядно подтвердил: шесть русских линкоров под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова 18 ноября 1853 г. легко расправились с турецкой эскадрой, уничтожив 15 из 16 находившихся в бухте кораблей.
А. Ганзен "Парусник "Императрица Мария"
В Синопском сражении отличились 120-пушечные корабли "Париж" (1849 год) и "Великий князь Константин" (1852 год), представляющие собой усовершенствованный вариант "Двенадцати Апостолов". Это был их звёздный час и одновременно начало конца. Водоизмещение кораблей достигло 5000 тонн, а это значит, что несмотря на широкое использование железа (различные кницы, гвозди, скобы, накладки и пр.) конструктивный запас прочности древесины, как основного судостроительного материала, был полностью исчерпан. Поэтому уже в начале XIX века появились корпуса судов, построенные по композитной системе, то есть набор корпуса изготавливали полностью из железа, а обшивку делали из дерева. Так удалось "перешагнуть" пятитысячный предел водоизмещения боевых кораблей. (с)) 13 февраля 1855 г. они вместе с другими кораблями Черноморского флота легли на дно у входа в бухту Севастополя, чтобы преградить путь неприятельской эскадре. Эпоха классических военных парусников ушла в небытие.
Сведения получены из нескольких источников, но в основном из книги "Парусные корабли" Балакин С.А., Масляев Ю.Л. М.: Аванта+, 2003 г.